Рустем Ахунов (rustik68) wrote in kazan_history,
Рустем Ахунов
rustik68
kazan_history

Categories:

110-летний юбилей Садри Ахуна

16 марта исполнилась юбилейная дата – 110 лет со дня рождения одного из первых татарских профессиональных скульпторов Садри Салаховича Ахуна


Садри Ахун. Казань, 1936 г.


Признанный мастер психологического портрета, С.Ахун создал галерею образов выдающихся деятелей татарской, русской и мировой культуры — бюсты Г.Тукая (1929, 1938), Х.Такташа (1931), К.Насыри (1941), Н.Жиганова (1941–45); портретный барельеф Р.Роллана (1938), с которым Садри Ахун вёл активную переписку; гипсовые рельефы «Анри Барбюс», «Ленин», «Энгельс» (1938–40), скульпт. портреты из мрамора С.З.Сайдашева (1957), А.М.Бутлерова, М.Горького, Анджелы Дэвис (1971), Рабиндраната Тагора</a> (1974).


Работы С.Ахуна: Рабиндранат Тагор, Салих Сайдашев


Снял посмертные маски с Х.Такташа, Г.Камала, С.Айдарова, Ш.Камала. Автор монументально-декоративных произведений, среди которых казанские фонтаны «Владыкой мира будет труд» и «Рыбак», установленные в парках, фигуры— «Теннисистка» и «Ядрометатель» около стадиона «Динамо» в Казани (все — 1934–37), барельеф Г.Камала в интерьере здания Татарского академического театра (1941–45). В монументальной скульптуре Ахун создал портреты-бюсты Героев Советского Союза М.Воронкова, И.Ижукина (оба — 1945), Мусы Джалиля (1957), Амет-хана Султана (1974).
Автор памятника В.И.Ленину (1957, г.Череповец).



Памятник Г.Тукаю в Казани,
возле стоят двоюродные братья скульптора
Нагим и Заки, рубеж 1950-х-60-х гг.


Особое признание получил исполненный С.Ахуном (совместно со скульпторами Л.Кербелем, В.Писаревским и архитектором Л.Павловским) монументальный памятник Г.Тукаю (бронза), установленный в Казани в 1958 г. В советское время Казань считалась зеленым городом. Многие её улицы, даже не главные, украшали благоухающие липы. Было много ухоженных скверов и парков. Один из таких зеленых уголков, почти на берегу озера Кабан, с 1958 года до сих пор украшает этот памятник выдающемуся татарскому поэту Габдулле Тукаю. По памятнику установленному в этом скверике его стали именовать тукаевским.


Как отмечала известн. искусстовед, заслуженный деятель науки Г.Ф.Валеева-Сулейманова в казанский период творчества Садри Ахун создал ряд жанровых станковых композиций, в которых национальное своеобразие проявилось в тематике, образах, декоративной трактовке формы. Характерные для мастера высокая культура обработки материала, динамичная фактурная лепка, изящные формы, тонкая проработка деталей соответствуют поэтической и музыкальной гармонии образов. В жанровых станковых композициях «На соколиной охоте», «Песнь в степи» (обе — 1938–40гг.) С.Ахун ввёл мотивы национального орнамента, традиционного татарского костюма, характерные бытовые сцены средневековой татарской истории. Тема Востока нашла отражение в скульптурных композициях по мотивам произведений Г.Низами «Хосров, убивающий льва» и «Меджнун среди газелей» (музей Низами в Баку; обе — 1939г.).

Садри Ахун являлся и автором монументально-декоративных произведений, которые в 1930-40-е гг. определяли «лицо» городских мест отдыха казанцев. Среди этих композиций были упомянуте выше казанские фонтаны «Владыкой мира будет труд» и «Рыбак», установленные в парках, фигуры— «Теннисистка» и «Ядрометатель» около стадиона «Динамо» в Казани (все — 1934–37), Большая часть этих произведений утрачена. Лишь до сих пор один из заброшенных сквериков Казани украшает его композиция «Владыкой мира будет труд» (1935), которая была подновлена к празднованию 1000-летия Казани, а потом вновь заброшена. Да остался пьедестал фонтана в т.н. Саду рыбака. Конечно, это не были сверхшедевры мирового значения, но являлись характерной особенностью, приметой того времени.


монумент «Владыкой мира будет труд» в скверике на ул.Кирова (ныне ул.Московская)


фонтан Рыбак, в Адм.слободе (фотография 50-х гг.)


Декоративное оформление С.Ахуна нашло отражение и в других случаях. Исполненный им барельеф Г.Камала украшал прежний интерьер здания Татарского академического театра (1941–45). Барельеф его работы украшал главную трибуну на Площади Свободы.


С.Ахун

С.Ахун занимался не только чисто творческой деятельностью. По приеру первой посмертной маски снятой с выдающегося татарского поэта Г.Тукая, С.Ахун снял посмертные маски с Х.Такташа, Г.Камала, С.Айдарова, Ш.Камала, сохранив таким образом объемный облик деятелей татарской культуры для будущих поколений скульпторов.
Дома от старших родственников у меня остался набор открыток Изобразительное искусство Татарской АССР . («Советский художник», М., 1958), где была открытка с фотографией скульптуры Мусы Джалиля работы Садри Ахуна. Образ татарского поэта-героя Мусы Джалиля не был для С.Ахуна отвлечённым от действительности символом. Они оба хорошо знали друг друга. Позднее, моя троюродная сестра и родная племянница С.Ахуна, Альфия Курмаева, пересказала рассказ о последней казанской встрече Садри Ахуна и Мусы Джалиля:
«Помню, как дядя Садри, который хорошо его знал, рассказывал, как он его провожал на фронт. Просто случайно встретились на улице. Куда едешь?- спросил дядя Садри. "На фронт" - ответил Муса. Он был один и дядя Садри проводил его на поезд. Он был последним в Казани, кто видел Мусу Джалиля».


Узник Моабита
Муса Джалиль
(1970, бронза)


* * *

Каким образом этот родившийся на Урале художник оказался в Казани? Все достаточно просто, его отец был уроженцем Лаишевского уезда Казанской губернии. Видимо, в трудные для Поволжья неурожайные годы из-за неоднократных засух во второй половине 19 столетия, он и его младший брат Закир, вынуждены были покинуть родные места. Закира в подростковом возрасте отдали «мальчиком» (самая низшая ступень в торговле) в магазин к богатому торговцу мануфактурой в Уфе, а Салах (полное имя Салахутдин) попал в Екатеринбург. Там он женился на Биби Закире, уроженке местной дер. Карабулак (ныне печально известная в связи с радиационной катастрофой на «Маяке» Татарская Караболка). В Екатеринбурге у них родилось трое детей две старшие дочери (1897, 1900) и сын Садри (1903).
Но уже на рубеже 1904-1905 гг. Семейство Салахутдино переехало в Челябинск, куда из Уфы успел перебраться разбогатевший младший брат Салаха – тот самый Закир. В Уфе он дослужился до приказчика, женился на находившейся под опекой хозяина сироте, которая приходилась хозяину родственницей, и была забрана на попечительсоке воспитание, т.к. её родной отец, первый указной мулла с.Турнояс Казанского уезда Казанской губернии, умер, когда дочери было около 5 лет. Сам хозяин также был выходцем из с.Б.Битаман Казанского уезда, Казанской губернии. Женившийся на это сироте Закир Ахунов уже был опытным торговцем и к 1898 г. уже располагал капиталом позволявшим открыть свою фирму. Но открыл он её уже не в Уфе, а в Челябинске, который стал привлекателен для занятий коммерцией, поскольку к тому времени являлся узловой станцией Транссиба. Здесь была таможня, переселенческий пункт.


З.З.Ахунов

Именно в Челябинске происходил перелом тарифа на сибирскую пшеницу, что позволяло наиболее предприимчивым делать огромные состояния. Закир занимался более скромной торговлей, в основном той же мануфактурой и колониальными товарами, но уже к 1908г. торговый оборот Закира Ахунова составлял четверть миллиона руб.


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Семейство С.З.Ахунова,
где маленький Садри в «матроске»,
г.Челябинск, ок 1906 г.


крестьяне-бедняки из Больших Метесковъ
«бедняк» Салахутдин, отец Садри.
Челябинскъ, 1913 г.


Брата Салаха он взял к себе в фирму, назначил его ответственным приказчиком в одном из магазинов. В Челябинске родились все остальные сестры Садри Ахунова и его малдший брат Жамиль. Ахуновская челябинская диаспора не забывала о казанских корнях. На главном магазине Закира Ахунова, расположенного в самом центре города значилось «Мануфактурная торговля З.З.Ахунова изъ Казани»

магазин дедушки на Уфимской
магазин З.З.Ахунова на Уфимской ул. с этими вывесками, ок. 1906 г.

Садри - Нагиму. Гаед

Садри Ахунов поздравляет своего одногодку
двоюродного брата Нагима с праздником Гаед, Челябинскъ.
Открытку лишил почтовой марки топикстартер, в детскiя годы


Семейство Салахутдина Ахунова не блистало роскошью и богатством, но жило вполне достойно. Именно в Челябинске началось образование будущего скульптора С.Ахуна.
В 1915 г. Садри закончил медресе и в следующем году поступил в коммерческое училище. Как у сына приказчика у него впереди маячила однозначная карьера торгового служащего. Но именно в коммерческом училище Садри начал обучаться рисунку. Среди преподавателей рисования здесь был Ефим Тихонович Володин. Причем, кроме торговой школы он вёл уроки рисования ещё и в гимназии и реальном училище. Это был человек искусства дореволюционной провинции бескорыстно и преданно любивший свое дело. Он был строг к ученикам. Но когда дело касалось рисунка, Володин увлекал своих учеников собственной любовью к искусству, будил их ум, рассказывал им о художниках и показывал им репродукции с их картин. Этот преподаватель подметил талан юного Садри, выполненные им рисунки он показывал как образец хорошего ученика в гимназии и реальном училище. Училище Садри окончил в 1919 г. уже обладая профессиональными художественными навыками.
Потом была учеба в Свердловске (Екатеринбург) в Уральском художественно-промышленном техникуме (отделение камнерезного дела, 1927), затем Ленинградский институт пролетарских изобразительных искусств (скульпт. отделение, 1931), где обучался у Р.Р.Баха, А.Т.Матвеева, Л.В.Шервуда. В 1931–51гг. Садри Ахун преподавал в Казанском художественном училище, с 1949 руководитель скульптурного отделения. С 1951 в Москве. Зав. кафедрой композиции Московского технол. института (1966–74). Чл. (с 1936) и председатель правления (1940–50) Союза художников ТАССР.
Следует отметить интересный факт в ученической биографии С.Ахуна свердловского периода. К тому времени Новая (советская) Россия сумела принять участие на Всемирной выставке в Париже 1925 года. На выставку в числе других экспонатов уральского отдела Советского павильона, были направлены и лучшие работы студентов техникума.

Садри ВВП 1925

Этот момент у В.Бреннерта. Монография о С.Ахуне. Казань, 1945 г.

По свидетельству биографа С.Ахуна - В.Бреннерта, и четыре художественных работы из уральских самоцветов (яшма, малахит, изумруд, змеевик, агат) ещё мало кому известного студента свердловского художественного техникума Садри Ахунова, завоевали там Grande Prix (Большую золотую медаль)
По окончании ленинградской академии художеств (так называли Ленинградский институт пролетарских изобразительных искусств) в 1931 г. С.Ахунов перебрался в Казань.,

Дульский о Садри Ахунове
Заметка П.М.Дульского, 1936 г.

Здесь он стразу стал заметен. Известный художник, искусствовед и краевед П.М.Дульский давал о С.Ахуне очень хорошие отзывы. Известный казанский учёный-историк Н.Ф.Калинин отзывался о С.Ахуне, как о наиболее выдающемся скульпторе из татар.


Заметка журналюшки слышавшего звон, но всё преревравшего.
В т.ч. указавшего родиной Арские Метески,
а не Сабинско-Тюлячинские (Лаишевск.уезд).
Периодика середины 1930-х гг.




бывший дом Осокиных на Муштари, где в
художественном училище преподавал Садри Ахун




Дом, где жил Садри Ахун

В конце своего казанского периода Садри Ахун жил в «сталинке» возле здания бывш.художественного фонда (которого тогда ещё не было, а угл улицы занимал деревянный дом Бронникова).
Как один из первых профессиональных татарских скульпторов и ведущих мастеров советской скульптуры 1930–50-х гг. внёс большой вклад в развитие национального изобразительного искусства. Творчество Ахуна основывалось на высоком профессионализме, самостоятельной идейно-образной концепции, отразившей традиции татарского народного искусства и русской реалистической скульптуры (П.К.Клодт, Ф.П.Шубин, П.П.Трубецкой), а также европейского искусства (О.Роден и др.). Садри Ахун предпочитал станковую скульптуру, работал преимущественно в жанрах портрета и тематической композиции, используя гипс, мрамор, дерево, фарфор.


Генерал Панфилов, работа С.Ахуна

Садри Ахун посвящал своё творчество и теме Великой Отечественной войны. В грозные суровые годы рядовым отслужил на передовой, но был демобилизован для агитационной работы. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945гг», «Сорок лет победы в Великой отечественной войне 1941-1945гг» и другими. В 1949 г. ему присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Татарской АССР», в 1950 «Заслуженный деятель искусств РСФСР», в 1952 г. «Народный художник Татарской АССР». С 1969 г был профессором Московского института лёгкой промышленности.
Среди учеников Ахуна: В.М.Маликов, Н.И.Адылов, Р.Х.Нигматуллина. Участник выставок— всесоюзного, московского отделения Союза художников (1950–80). За цикл произведений художественной резьбы из уральских самоцветов (яшма, малахит, изумруд, змеевик, агат) награждён Большой зол. медалью Всемирной выставки в Париже (1925). Произведения находятся в Государственном музее изобразительных искусств РТ, Национальном музее РТ, в литературно-мемориальном музее М.Горького в Казани и др.
Садри Ахун всегда помнил о своих корнях в Казанской губернии, где родился его отец. Ещё в челябинский период своей жизни, в самом начале 1920-х годов, молодой Садри Ахунов указал в анкете, что родом он из села Большие Метески Лаишевского уезда Казанской губернии, хотя на самом деле родом из тех мест был его отец, а сам он родился в Екатеринбурге.

Из личного дела Садри Ахунова, Челябинск, 1921г. (материалы ОГАЧО)

Благодарю за помощь и выражаю искреннюю признательность за помощь в подготовке данной статьи и предоставление материалов для дальнейших публикаций, моим родственникам Виктору Ахунову, Марьям Салаховне (младшая сестра С.Ахуна, в девичестве Ахунова), Мраду Садыкову, Диме Гелозутдинову, Альфие и Наиле Курмаевым, Эмилю Ахунову, а также учёным А.М.Ахунову, Г.Ф. Валеевой-Сулеймановой, сотрудникам НА РТ и ОГАЧО, челябинским историкам и краеведам Г.Х.Самигулову, В.С.Боже, Д.Г.Графову, челябинскому исследователю И.А.Султанову, руководству и сотрудникам Нац.библиотеки РТ и библиотеки им.Лобачевского (КГУ), из круга друзей семейства Ахуновых благодарю А.Г.Айдарскую и М.Ш.Рахманкулова. А также, отдельно, за бесценную координационную помощь, благодарю моего друга Ислама Хабибуллина.

IMGZ_7874mR.jpg
Фотография С.Ахуна в альбоме хранящемся
у его младшей сестры Марьям (1917 г.р.)



ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Семейный архив Ахуновых, в т.ч.
Материалы как фотографические и повествовательные, предоставленные младшей сестрой С.Ахуна - Марьям Салахутдиновной, его племянниками и моими: троюродным братом Мрадом Садыковым, троюродной сестрой Альфиёй Курмаевой.
Статья Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой о Садри Ахуне в Татарской энциклопедии, а также её устная консультация.
Материалы предоставленные двоюродным племянником С.Ахуна и моим двоюродным братом - Виктором Ахуновым, а также фотоматериалы как фотографические, так и повествовательные
Дульский П.М. Скульптор Садри Ахун // Искусство. 1936. № 1;
Бреннерт В. Садри Ахун. К., 1945;
Садри Салахович Ахун /[Народные художники Татарской АССР] /. Казань, 1980.
Н.Ф.Калинин. Казань. Исторический очерк. Казань, Таткнигоиздат 1955
inkazan.ru

Чувашский государственный художественный музей

Некоторые работы С.С.Ахуна: скульптурные портреты Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля и маску композитора Салиха Сайдашева, передала в Национальный музей РТ вдова скульптора Садри Ахуна Ю.П. Бейер.

Tags: XX век, памятники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments