?

Log in

No account? Create an account
Школьный переулок, он же Катановский - История с человеческим лицом [entries|archive|friends|userinfo]
История с человеческим лицом

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Школьный переулок, он же Катановский [Apr. 25th, 2011|12:17 am]
История с человеческим лицом

kazan_history

[brunja]
Эти три деревянных дома стоят друг за другом в Школьном переулке.

Первый дом расположен на углу ул.Маяковского и Школьного переулка



За ним стоит второй дом- Дом-музей Арбузовых



И завершает  группу нарядный деревянный дом.





Оказывается все три дома до революции принадлежали О.И. Ижболдиной (дочь И.В.Шишкина). В них когда–то жили и сама Ольга Ивановна, и её дочери Мария и Александра. А средний дом в 1916 году был сдан в наем будущему академику А.Е. Арбузову, который остался жить в нём и при Советской власти.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: samajet
2011-04-25 07:46 am (UTC)
третий дом кажется Шайиеву пренадленжит
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: brunja
2011-04-25 08:35 am (UTC)
Я тоже это слышала. Говорят там живет охрана.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: abuzarov_albert
2011-05-10 01:00 am (UTC)
Да, я тоже такое слышал. Это последний дом, если двигаться со стороны Маяковского. Там, вроде бы, живет охрана, а чуть в глубине - шаймиевский дом.

А вот у меня другой вопрос. Если в конце этой улицы свернуть налево, к кадетскому училищу (или школе?), то прямо перед училищем, слева, будет довольно симпатичный современный особняк. Кто там живет? Я слышал, юрист какой-то, но это по слухам.

И еще вопрос - там рядом есть частный дом, вход в который выходит на улицу Ульянова-Ленина (к многоэтажке), и у этого дома очень интересный двор - там какие-то колонны стоят, разукрашенные коряги и т.п. Что это за дом?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2011-04-25 02:09 pm (UTC)
Есть один нюанс с этим переулком. Несмотря на то, что "арбузовский" домик украшает соотв. мемориальная табличка, ни один из этих домов не попал в каталог "лимонника" (по идентификации ув. azinskiy). В лимоннике, с учётом года его издания (1993) упоминается только два объекта.
1. Бронзовый памятник В.И.Ленину (арх.Гаврилов, скульп. Шильников)1925 года в саду шк.№4
2. Двухэтажный дом В.И.Чемезова, 1798 г, реконстр. 70-е XIXв. и 50-60- ХХ в. Балкон на 4-х колоннах. С 1880 г в доме находилась III мужск.гимн. В мае 1798г во время визита в Казань Павла I в здании ост. вел.князья Александр и Константин. Парк Чемезова неоднократно посещал С.Т.Аксаков.
Сейчас что-то этот памятник архитектуры на яндекс-картах не значится. Соседство с упомянутой фамилией видимо "благодатное"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: brunja
2011-04-25 03:24 pm (UTC)
Второй и третий дом в надежных руках,а табличка не всегда спасает от застройки. Непонятна судьба первого дома. Он, в отличие от предыдущих, в плохом состоянии.
Их действительно нет в "лимоннике". Я узнала про это трио по печальному поводу - 19.04.2011 умерла пра-правнучка Ольги Ивановны Ижболдиной - Лидия Дмитриевна Саначина (до замужества - Алексеева).
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2011-04-25 04:40 pm (UTC)

Лидия Дмитриевна Саначина

Окольно слышал об этом, выражаю С.П. соболезнования
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2011-04-25 02:29 pm (UTC)
А рядом, со стороны ул.Маяковского, был брендмауэр. Во всяком случае в 2008 году

брендмауэр, Поперечно-Горшечная
«брендмауэр, Поперечно-Горшечная»
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: brunja
2011-04-25 03:33 pm (UTC)
В 2011 он пока существует. Напортив строится такой дом -


Руш и Олешкевич плачут.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2011-04-25 04:26 pm (UTC)
Да, на мой взгляд таблички вовсе ни от чего не спасают. Жаль не удалось сохранить тяжеленную табличку с Муштари-15. Сам часто в этих местах проезжаю, но не удаётся сосредоточится на окружающей застройке.
А плачут теперь не только Руш и Олешкевич, все архитекторы исторической Казани давно уже плачут.
4-ю часть Казани практически ещё не изучал, исторические аспекты ул.Маяковского очень плохо знаю, хотя тоже фотографировал её последние годы. Непосредственно по Поп.Горшечной начал сводить лишь информацию по жильцам домов Зуриных №№19 и 21, Знаменского, Орловой, Рыбушкина, Федосеевой (владельцы домов на момент 1912-1914гг.), хотя собрал много больше, но не успел систематизировать. Да, у azinskiy много должно быть собрано. Надеемся что он вольётся в здешние дискуссии, когда у него времена полегче настанут.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2011-04-25 04:29 pm (UTC)
На небезысвестной волжско-камского банка и плана Перевощикова компиляции Катановского/Школьного переулка не значится. Как он назывался в начале ХХ века?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: azinskiy
2011-04-25 10:16 pm (UTC)
"Переулок к 3-й Гимназии" после революции не раз менял свое имя. До 1923 г. он назывался улицей "Переулок Городецкого", затем - "Переулком Гимназическим", в конце 1920-х гг. - "Переулком Школы Коммуны". В 1930-е гг. получил статус улицы - "Школьная", в конце 1950-х гг. снова стал переулком - "Школьным". И в 2005 г. становится "Катановским".
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2011-04-26 07:06 am (UTC)
Спасибо за подробную информацию. Есть вопросик офтоповый, но очень соответствующий Вашему профилю. Столкнулся с проблемой идентификации "Казанского строительного техникума", был ли такой в конце 1920-х годов?
Так, на собрании Челябинского Горсовета от 6 июня 1929 г рассматривалось заявление одного пролетария Хабибуллина возмущавшегося фактом, что дети бывшего челябинского буржуя-мироеда (известнейший дореволюционный татарский миллионер) учатся в советских учебных заведениях, в частности [дословно] "Старший его сын учится в Казани в Строительном техникуме, дочь учится в Челябинске в школе девятилетке, ещё два сына учатся тоже здесь в школе II ступени, - учатся, конечно, бесплатно. Вот что возмущает больше всего. Я об этом писал в газету Сабан-чукеч, но оттуда никакого ответа не получил, поэтому пришлось обратиться к Вам. Вы это дело скорее выясните. Если не ошибаюсь, сейчас идет чистка аппарата, по нашему к этой чистке сам -=ИМЯРЕК=- подходит, а что касается сыновей и дочерей, то пусть они бесплатно не учатся, не прикрываются маркой служащего."
Возможно, возмущения тов.Х. справедливы, но вот насколько точно указано им казанское учебное заведение, где бесплатно получал знания старший сын буржуя-мироеда? Пока не обнаружил в Казани такого уч.заведения на 1929 г. Это неточное название, или всё же тогда существовал Строительный техникум?
Институт инжен.-коммунальщиков образовался вроде в 1930-м (экс 2-е здание КАИ, ныне художественное уч-ще им.Фешина). В КИСИ-КСАГУ пока вопрос со строительным техникумом не удалось выяснить досконально.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: azinskiy
2011-04-26 07:02 pm (UTC)
В ноябре 1918 г. на базе трех казанских училищ - Политехнического, Художественного и Коммерческого, а также эвакуированного сюда Виленского химико-технологического создается Казанский промышленный, экономический и художественный техникум. В январе 1919 г. он переименовывается в Политехнический институт. В августе 1924 г. преобразуется в Индустриальный техникум повышенного типа (директор - проф.М.Г.Елчанинов). В нем было 4 отделения, одно из которых - строительное. В июне 1929 г. создается Политехнический институт при сохранении ИТПТ, с общим директором (З,З.Гимранов). А в июле 1930 г. все это распочковалось в два самостоятельных вуза: ИКС и ХТИ.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: rustik68
2011-04-26 07:50 pm (UTC)
Спасибо, но примерно тоже надиктовали в архиве КСАГУ_КИСИ, что не прояснило момента мог ли быть отдельный строительный техникум в Казани 1929 года? Или тов.Хабибуллин, кстати, чл. горсовета, дал некую обиходную трактовку учебного заведения, где учился старший сын буржуя-мироеда?
Сужу по аналогии с перепетиями в названии и раздроблении муз.училища Гуммерта в техникумы, двуступенные школы и восточные консерватории, с которыми недавно столкнулся. Именно на 1920-е годы приходится такая чехарда со многими учебными заведениями.
Еәһ возник вопрос по 33 кварталу (Черноозерская) там какая-то чехара с нумераөией. Но преңде схоңу еәһ раз на месте уточню некоторые моменты, если to` сохранилисm дома № 3 - 5, а то у меня фото двухлетне
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: rustik68
2011-04-26 07:12 am (UTC)

П.С.

Современный казанский строительный техникум (колледж) существует с 1955г. ( в НА РТ документы только начиная с этого периода).
О своих предшественниках там ничего не ведают. - Там уже консультировался.
(Reply) (Parent) (Thread)