?

Log in

No account? Create an account
Старая Казань-3 - История с человеческим лицом — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
История с человеческим лицом

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Старая Казань-3 [Apr. 19th, 2008|12:06 pm]
История с человеческим лицом
kazan_history
[rustik68]
Югендстиль в архитектуре Казани


Модерновая виньетка

Интересный стиль, столь понравившийся Европе и Новому свету на рубеже 19-20 столетий, получил своё первое название в Германии. Всё началось с редактора одного журнала «Пан» издававшегося с середины 90-х годов XIX века. Интересы этого редактора - Юлиуса Мейер-Греффе, бывшего одновременно и знаменитым критиком, сконцентрировались в пиаре достижений французского искусства того времени. Одновременно журнал «Пан» способствовал и знакомству Европы с английским искусством, в частности с изделиями Кельмскоттской типографии У.Морриса.
Вскорости, в Мюнхене стали выходить два ежедневника «Jugend» (Юность) и «Симплициссимус». Название «Юность» послужившее затем обозначением стиля, было заимствовано из модной тогда пьесы Хальбе. Эстетическая избирательность этих журналов и начавших выходить позднее еженедельников освещающих вопросы декоративно-прикладного искусства, выкристаллизовывали новый стиль, превалировавший не только в живописи, но и в предметах обихода, в декоре и архитектуре зданий и т.д.

Югнедстиль в Германии, ар-нуво во Франции, или общее название этого направления в обновлённом искусстве оформления окружающей обстановки - Модерн, стало центром тяготения того времени, в области визуального искусства.
Вычурные изгибы линий декора, обилие в орнаменте цветов – роз, ирисов, и тонкой ажурной лепки в сочетании со строгими монументальными формами средневековых замков породило новое явление.

Гостиница «Амур» (экс-Кирова, 70) - типичное здание, выдержанное в стиле модерн. В этой гостинице в предреволюционные годы жили или останавливались многие видные деятели татарской культуры – Г.Тукай, Ф.Амирхан (1911), Г.Кариев, Г.Волжская и др. В советское время здесь долгое время располагался магазин «Букинист» (дир..Гаязова Флёра Гильмановна), где работала продавцом всезнающая Валентина Ивановна. Этот магазин посещали видные букинисты-любители города: А.И.Дудченко, Ф.А.Мусташкин (сеть магазинов «Дом Книги»), К.Куранов (краевед и известный диктор ТК «Эфир»), Анатолий Барыкин… Были и менее значимые в истории города, но постоянные завсегдатаи магазина – Ислам, Вадим К. (забыл его инициалы), Сарыков Олег, Ринат, Саня ЖоржСанд-Ганди известный ещё и как «Шура-экскаватор», «Испанец»... Мелькали Валентин Камышев и там всякие «Степанычи», И.Бобровский.
Хотя некоторые искусствоведы считают, что главный фасад здания гостиницы «Амур» имеет несколько нехарактерную для «модерна» строгую симметричность линий и даже включают элементы татарского зодчества. Счетверённые оконные проёмы, объединённые поверху кирпичным пояском, напоминают окна Усмановской мечети; стилизованный аркатурный поясок под карнизом распространён в зодчестве казанских татар. Но, дело в том, что стиль «модерн» не имеет чётких границ и чёткого определения. Более того, он легко впитывал местные традиционные особенности декора.
Посмотрите, как отличаются, одновременно имея общие неуловимые черты вот эти дома, расположенные в разных частях Старой Казани:

Обратите внимание на оформление наддверных козырьков дома (Тукаевская, 105) на последней фотографии. В причудливых изгибах опор поддерживающих козырёк-зонтик, явственно проступает стиль модерн, в котором исполнен весь фасад этого дома.

На ул.Горького, зданий выполненных в этом стиле немало. Почти напротив Дома-усадьбы Баратынского (1800-1844) есть интересное здание (Горького, 26). Хотя фриз здания более выражает стиль ампир, и сейчас на фасаде дома присутствуют декоративные модерновые виньетки, типичные для югендстиля.

Этот стиль запечатлён и на фасадах соседних домов (снимал панорамно с близкого расстояния, не обессудьте за эффект рыбьего глаза):

Но давайте зайдём во двор двадцать шестого дома. Да, прошу не сосредотачиваться на заметной обветшалости здания. За местами обсыпавшейся штукатуркой, выгоревшими и изъёденными временем оконными рамами, проступает тот чудесный стиль, который радовал жильцов, когда дом только отстроился.

Сохранившиеся овалы оконных проёмов и огромное окно в виде средневекового витража, могли иметь вставки из цветного стекла. Возможно вот такого типа:

Представьте, как это выглядело, «когда деревья были…. маленькими». Перед нами не просто здание, но целый ансамбль. Ведь двор этого дома своеобразный патио (внутренний дворик типичный для средиземноморья), заметен некогда изящный контур круглого бассейна, где летом журчал небольшой фонтан, даря домочадцам прохладу, в то время как на улице немилосердно жарило полуденное солнце…

К вечеру, местная Инезилья выходила на балкон, а благородный кабайеро из соседнего двора пел ей серенады под аккомпанемент русской семиструнки…

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: mansch
2008-04-19 09:23 am (UTC)

Jugendstil

(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-19 06:08 pm (UTC)

Re: Jugendstil

Он самый :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gleolite
2008-04-21 02:32 pm (UTC)

Re: Jugendstil

спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)