?

Log in

No account? Create an account
Старая Казань-2 (про мечети и не только о них) - История с человеческим лицом — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
История с человеческим лицом

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Старая Казань-2 (про мечети и не только о них) [Apr. 10th, 2008|11:34 pm]
История с человеческим лицом
kazan_history
[rustik68]
Поскольку был проявлен интерес к казанским мечетям юсером bokkonon, да и у самого были планы в отношении мечетей, продолжу репортаж о походе-исследовании старых казанских мечетей. Начну с воспоминаний детства. Будучи поклонником скульптурного искусства, ну шибко хорошо у меня мельчайшая лепка из пластилина получалась, с детства мечтал идти по стопам дяди Cадри, ну и ещё одного папиного друга, художника оформителя Марата Рахматуллина. И направили меня учиться в 5-ю художественную школу, об учёбе в которой отдельная песня. Школа эта находилась на ул Мажит Гафури (улица поворачивает в сторону Мелиты после Автовокзала), т.е. в конце 60-х это был район преимущественно татарский. Сама школа находилась в здании мечети!!! Это «Иске Таш», которая строилась в 1830-1840 гг (М.Гафури, 34а)

Местные юные жагетлар не давали кафирным художникам-шакирдам спуску, щадя среди них лишь татар :) Потому с занятий шли преимущественно большой гурьбой, т.к. не всегда в темноте можно было различить кто татаро-малай, а кто урус, - в сумерках колотили всех подряд. Меня в любом случае не забижали, во-первых, татар-малай (правда, татарча, бер нарса бельмим), во-вторых, был такой тщедушной комплекции, что на меня без слёз взглянуть нельзя было. Надо было считать себя невероятным извергом, чтоб только подумать о том, что на меня можно поднять руку :)
Сейчас художественной школы там нет, есть лишь татарская гимназия, к мечети подобраться нельзя, т.к. она со всех сторон обтянута рабицей, местами отделена просто забором.
Первоначальное архитектурное оформление интерьеров, понятно, не сохранилось, и в том нет моей вины, не я же устроил там школу.


Пожалуй, самой приметной мечетью в советский период, в силу её расположения в центральной части города, была соборная мечеть «Нурулла» возведённая у Сенного базара в 1849 году. Это перекрёсток нынешних ул.Московской (Кирова) и Парижской Коммуны. Правда, этот центр до сих пор весь в разрухе, среди которой выделяется лишь мечеть, здание Казаньгоргаза, да Минэкономики.

Кирпичное здание мечети построено архитектором А.И.Песке. Внешнее оформление здания лаконично, но с элементами татарского декоративного искусства. Мусульманские каноны также соблюдены. В дореволюционный период, приметные, но замурованные щелевидные проёмы минарета открывали доступ свету, так же как расположенные над ними круглые проёмы. В 1896 году к входу мечети был пристроен чугунный зонт на колоннах, заменённый в начале XX века порталом в виде мавританской подковообразной арки. Сейчас же вид таков:

Скорее всего портальный «зонтик» был как у Красной мечети (Усмановская-Султановская) расположенной по адресу Тукая, 14

Эта мечеть возведена в 1867 году на средства казанского купца Усманова, минарет её тоже очень похож на минарет «Нуруллы»


Чуть позже эту вторую серию здесь же дополнил, всем, чем обещал, а в этом мессаге хотел отметить два момента четвергового (10 апреля) похода в Старый город:
1) Обнаружил новый аттракцион, видать с подачи Ильсурчика. Аттракцион расположен на мосту площади Вахитова, и его можно назвать, «школой самоубийц»


2) Не могу вспомнить, что это такое на Кабане, пожарники разных частей (районов) утверждают, что это не каланча

Из более менее старых пожарных смотровых вышек (такую вышку называли каланчёй) сохранилась, по их словам, только прямоугольная по адресу Кирова, 36:



П.С.
Поддался провокации, и 10 апреля сходил в музей Тукая.
П.П.С.
В дополнение к апдейту от 11 апреля, локальным апдейтам, выкладываю здесь полезные ссылочки по мечетям (ссылка не всегда ведёт на обозначенную главную страницу):
ИМАМ.ру
Татарские мечети. История и современность
Статья «Ислам в Татарстане» на сайте Духовного Управления Мусульман
О мечети Кул Шариф на её официальном сайте
В мечетях хранится колхозный хлеб
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: itso_san
2008-04-10 08:27 pm (UTC)
ай, спасибо вам за посты)) прям подсел на вас;) буду внимательно следить за путешествиями по городу.
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-10 08:47 pm (UTC)
Нет, нельзя одному писарю, заполнять всё пространство сообщества. Это получится тогда тот же личный жж. Пусть другие тоже попостят, а я трошки обожду :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: zoulfia
2008-04-10 08:31 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
А почему про музей Тукая тут не запостите? тоже ведь по теме.
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-10 08:48 pm (UTC)

нет, "хорошего" по-маленьку:

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kutsd
2008-04-10 08:43 pm (UTC)
2-ое это старые здания пивзавода "Красный Восток". И это совсем не каланча, как на Кирова, а просто трубы. :)
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-10 08:55 pm (UTC)

Да где-ж каланча-то была?!!!

Да понял, причём со стороны Тукаевской это проходная ОАО "Холод", навроде...
Вот, помню ведь в детстве, что с Островского, где жили мои тёти и дуани, была видна каланча, в какой стороне только, ну совершенно не помню. Помню, много часовых шестерёнок в сарае, дрова и уголь... Запах керосинок в коридоре, много кошек, интересные книги по праистории у соседей Спиридоновых, а откель была видна каланча, напроч вылетело. Причём именно круглого вроде сечения... Ни один опрошенный пожарник не знает (все моложе меня минимум лет на десять)
О, ещё вспомнил!!! Тётя водила меня гулять в скверик возле 708 завода, там какой-то ребятёнок ездил на самопальном детском педальном автомобиле. Трошки пробивает память, да всё не там...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: bokkonon
2008-04-10 09:30 pm (UTC)
Эта башня старого пивзавода, имела всё-же противопожарное значение, хотя и не городского, а производственного масштаба. В подземелье под этой башней был ледник, соединённый подземным ходом с берегом Кабана, старики говорят, что сотню лт назад слепая лошадь возила лёд, выпиленный из Кабана в это подземелье. Спасибо за снимки!
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-10 09:38 pm (UTC)
И Вам спасибо за интересную информация, которую взял на заметку, к моменту когда побольше наберём материалу про пожарное дело в дореволюционной Казани, непременно используем
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 1diplomat
2008-04-11 06:13 am (UTC)
Зарисовка об учёбе в художественной школе понравилась. Живая очень. То же самое творилось на ул. Комсомольской (щас Марджани вроде).
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-11 06:52 am (UTC)

re: То же самое

Да, но это были относительно безобидные разборки детворы, безо всяких зверств, которые начались чуть позже, и апогеем которых стало лидерство Тяп-Ляп в кровавых разборках
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sam_glor
2008-04-11 06:13 am (UTC)
Есть еще каланча во дворике КГУ, за главным зданием. :) Зеленая с флюгером!
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-11 06:45 am (UTC)
Сфотографируйте эту каланчу. Давайте сообща собирать этот материал, и совместными усилиями выкладывать в один отдельный "пожарный" пост.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ladymoonna
2008-04-11 06:19 am (UTC)
спасибо за пост :))
Ай я невнимательна)) Столько раз проходила мимо каланчи этой, гадала, что же это раньше за здание было, а не узнала, хотя похожая возле моего дома сохранилась)))) причем на территории действующей пожарной части :)
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-11 06:47 am (UTC)

re: на территории действующей пожарной части

А где это, в каком районе?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: rustik68
2008-04-11 04:28 pm (UTC)

АПДЕЙТ этой серии Старая Казань-2


На другой стороне Кабана, противоположной Татарской слободе, понятно, старых мечетей много быть не может. Восточный берег оз. Кабанъ, в нижней части Старого города (ул.Х.Такташ, 25), венчала Закабанная Мечеть (1924-1926), которую теперь загораживает современная мегазастройка. Двухэтажное здание мечети, со смещённым относительно продольной оси мощным минаретом, было построено по проекту архитектора А.Печникова. Закабанную мечеть возвели в честь 1000-летия принятия ислама в Поволжье.



Оплот ислама в окружении харама (банк АКБарс):

В Кировском районе, по адресу Энгельса, 20 есть такая деревянная мечеть:

Если иметь привычку ходить шарясь глазами по земле, можно и не заметить, что это мечеть, а не обычный дом частного сектора. Помнится, в среде казанских книжных жучков 80-х годов был такой Саня ЖожрСанд/Ганди, иначе ещё Шура Экскаватор, который ходил по улицам именно так, сканируя тротуар, в надежде приметить обронённый кем-нибудь гривенник, а то и 20 копеек!!! Видимо, это обстоятельство и способствовало рождению его второго никнейма :)
Мне ещё понравились собственные снимки другой деревянной мечети, возведённой относительно недавно, в районе перекрёстка ул.Чистопольской и ул.Ф.Амирхана:


О других отснятых старых мечетях чуть позже, в другой серии, чтоб не загружать чрезмерно, эту…
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: bokkonon
2008-04-12 05:26 am (UTC)

Re: АПДЕЙТ этой серии Старая Казань-2

Здорово, спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 1diplomat
2008-04-12 08:50 am (UTC)
Вот оно что. Думал всегда, откуда мечеть в дореволюционной Казани на этой стороне Кабана появиться могла? Теперь ясно, после революции. Другие появились только после 1991 года.
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-12 09:12 am (UTC)

re: откуда мечеть на этой стороне Кабана

Да, но всё-равно символ прошлой эпохи. А нынешняя внешняя отделка местамии как слишком модерновая (не в смысле югенд стил)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1diplomat
2008-04-12 10:29 am (UTC)
Да уж. Милые 20-е! Эпоха потепления и надежд. Кстати, эпоха модерна.
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-12 11:03 am (UTC)

re: Милые 20-е

Да, но на тот момент в возводимой архиттектуре этот стиль уже не превалировал, разве что у "нэпманов". Югенд, продолжал проявляться в более мелких формах - шрифт, вещи обихода. А в молодой Советской республике пока было не до строительства с архитектурными излишествами, а впереди и вовсе исполинским миражом уже брезжил индастриал советИк.
Подразумевал штукатурную массу с неровной поверхностью, зелёным контуром обрамляющую вход Закабанной мечети.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 1diplomat
2008-04-14 06:25 pm (UTC)
Почитал http://rustik68.narod.ru/kazan/kazan-mesqi.html
Несколько предложений по этому поводу:
"Строениями территории Казанского кремля восхищались и сторонники (А.Курбский) и завоеватели (Иван IV), но конечно, та древняя мечеть была совершенно другой." Не думаю что Курбский был сторонником.
"Она хоть была неописуемо прекрасной и имела даже восемь минаретов, всё же скорее всего не такой грандиозной как нынешняя." По непроверенным данным Собор Василия Блаженного, возведённый в честь завоевания Казанского Ханства являлся копией одной из мечетей Казанского Кремля.
И ещё несколько мечетей остались незамеченными (насколько мне известны) на территории завода Точмаш и примыкающего здания к комплексу ПО "Мелита" при выезде на Магистральную, некоторое время была поликлиникой Мехобъединения (кажется тоже мечеть).
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-14 08:59 pm (UTC)
Конечно, Курбский не был явным сторонником, в данном случае, он просто представлял оппозиционную позицию по отношению к Ивану-4, в политике вообще все альянсы определяются с точки зрения выгоды и соблюдения неформальных интересов сторон. Но где-то встречал именно такое упоминание, когда приводилось восторженное описание территории Казанского кремля этими обеими сторонами. Как корректнее сформулировать, пока не подыскал :(
Насчёт того что собор Василия Блаженного был "точной копии одной из мечетей казанского кремля", сомневаюсь. Вся история архитектуры мечетей противоречит такому факту со стилистической точки зрения. Хотя в Волжской Булгарии могли быть свои арзитектурные особенности, возможно опиравшиеся и на принципы русского зодчества. Как были особенности, скажем у старых минаретов Магриба, имевших квадратный периметр: Рабат, Марракеш, Кайруан, Севильская Хиральда (экс-минарет, почти родственник марракешской Ль-Кутыбьи), в противовес смотровым башням мусульманских рибатов в той же Северной Африке, которые были круглого сечения в поперечнике.
Мечеть возле Точмаш, упомянута, как "мечеть татарского кладбища", хотя на том кладбище не был с детства, по ряду причин не смогу теперь там найти ни могилы дедушки, ни бабушки или сестёр и братьев отца, которые умерли до моего рождения или когда был совсем маленьким, все остальные покоятся уже в Самосырово.
Какие ещё старые мечети упустил?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(no subject) - (Anonymous) Expand
[User Picture]From: 1diplomat
2008-04-17 04:03 am (UTC)
Красота! Очень изящно!
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-04-22 03:45 pm (UTC)

Спасибо за помощь в установлении контакта с З.Ф.

Сегодня немного пообщались.
Не сохранившаяся мечеть на ул.Татарстан (фото со стенда предоставл. З.Ф.):

(Reply) (Parent) (Thread)