Рустем Ахунов (rustik68) wrote in kazan_history,
Рустем Ахунов
rustik68
kazan_history

Categories:

Казанский траНвай

ty_214, посвящается…


Слово трамвай вошло в обиход Казанцев на самом рубеже XIX и XX столетия. Многим, не только татарам, оно было в диковинку, оставаясь таковым для некоторых и сейчас. До сих пор ещё бытует неправильное произношение название этого вида транспорта, ныне уже утрачивающего своё важное значение для города.
Для городов, считающих себя большими, транспортная проблема была актуальна издревле. Ведь для того, чтобы горожане могли добраться к родственникам или знакомым на другой конец города обычным пешим способом, надо затратить немало времени. Люди со значительными средствами могли позволить себе содержать личные экипажи, но и это не всегда себя оправдывало, потому весьма распространённым был наёмный извоз на конных экипажах – такси минувших столетий. Если по городам Великой Российской Империи катились по большей части открытые экипажи, то Туманный Альбион памятен всем кэбами, столь часто упоминаемыми Артуром Конандойлом в его знаменитом цикле о проницательном частном сыщике мистере Шерлоке Холмсе.
То, что пассажир кэба защищён от погодной ненасти и городской пыли, поднимаемой ветром, было очевидно. Первые конные железные дороги - конки, взяли на вооружение это преимущество кэбов, хотя не всегда вагоны конки были закрыты так, как кареты кэбов. Начало устройства в Казани сети конно-железных дорог историк Н.П.Загоскин относит к половине 70-х годов позапрошлого столетия. Ещё в феврале 1870 г городом был заключен контракт на устройство конно-железной дороги с г-ном Панаевым. Но контракт этот, по ряду причин, что называется «повис в воздухе». Только через три с половиной года, 8 октября 1873 года городская Дума пересмотрела вопрос, признав собственниками предприятия господ Тальквиста и Этолина, были утверждены жёсткие сроки сооружения конки и ввода её в эксплуатацию. И вот, 2 октября 1875 года было открыто движение конки, заработали сразу две линии: Волжская – от Толчка до волжских пароходных пристаней и Проломная - от Толчка до церкви Сошествия Св.Духа (в Суконной слободе). Конка понравилась горожанам т.к. проезд по ней стоил гораздо дешевле, чем на экипаже с пьяным извозчиком. Вследствие своей популярности, казанская конка, как и в других городах, продолжала развиваться. По линиям ходили маленькие коробочные вагоны, запряжённые лошадьми. На крутых подъёмах пристёгивались дополнительные кони – «петрушки». С середины 90-х годов казанская городская Дума передала концессию на дальнейшее строительство конки зарубежным предпринимателям, открывшим «Бельгийское анонимное общество конно-железных дорог в гор. Казань». К концу XIX века действовало пять маршрутов конки. Вагоны тянули две лошади со скоростью 4 версты в час. В летнее время конка работала с 7 часов утра до 9 часов вечера. Зимой такой регулярности уже не наблюдалось, а некоторые линии вообще не действовали до весны.


[Эта фотография с видом трамвая на пересечении нынешних ул.Татарстан и Кирова, может быть полезна ty_214 для его сравнительной казанской фотографии]

Однако научный прогресс не стоял на месте. Конная железная дорога в Казани была переведена на электрическую тягу. Реконструкцию по «замене тяги» осуществляло то же самое бельгийское общество. В 1898 году на берегу оз.Кабанъ была построена центральная станция электрических трамваев. 18 ноября 1899 г. в городе появился первый электрический трамвай. В то время город располагал 36 трамвайными вагонами и 15 километрами путей. Движение шло по трём линиям: Центральной, Грузинской и Проломной. В 1900 году было открыто движение электрического трамвая на волжскую пристань. Тогда же пошли трамваи по Екатерининской и Черноозерской линиям. Ходил трамвай и в Кизическую слободу.

На некоторых дореволюционных почтовых открытках с видами Казани можно заметить трамвайные вагоны, ставшие неотъемлемой частью городской жизни. Даже там где трамваи не видны, частенько можно разглядеть трамвайные пути патронируемые добрыми самаритянами «бельгийцами».

Нисколько не подтрунивал над ty_214, посвящая ему тему, просто заметил, как дорог ему казанский трамвай. Его право иметь собственное мнение, но если он захочет поспорить пусть продолжает спор в той теме где обсуждалась актуальность трамвая для сегодняшней Казани.
Часть фотографий любезно скоммунизжена из сообщества dorev_foto, что-то своё. Но самарский веб-ресурс http://oldsamara.samgtu.ru/ упомянутый в «дружественном» комьюнити сколь ни утюжил, приведённых фотографий там не отыскал, тем паче каких-то иных казанских.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments