?

Log in

No account? Create an account
Казанский траНвай - История с человеческим лицом — LiveJournal [entries|archive|friends|userinfo]
История с человеческим лицом

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Казанский траНвай [Mar. 2nd, 2008|10:32 pm]
История с человеческим лицом
kazan_history
[rustik68]
ty_214, посвящается…


Слово трамвай вошло в обиход Казанцев на самом рубеже XIX и XX столетия. Многим, не только татарам, оно было в диковинку, оставаясь таковым для некоторых и сейчас. До сих пор ещё бытует неправильное произношение название этого вида транспорта, ныне уже утрачивающего своё важное значение для города.
Для городов, считающих себя большими, транспортная проблема была актуальна издревле. Ведь для того, чтобы горожане могли добраться к родственникам или знакомым на другой конец города обычным пешим способом, надо затратить немало времени. Люди со значительными средствами могли позволить себе содержать личные экипажи, но и это не всегда себя оправдывало, потому весьма распространённым был наёмный извоз на конных экипажах – такси минувших столетий. Если по городам Великой Российской Империи катились по большей части открытые экипажи, то Туманный Альбион памятен всем кэбами, столь часто упоминаемыми Артуром Конандойлом в его знаменитом цикле о проницательном частном сыщике мистере Шерлоке Холмсе.
То, что пассажир кэба защищён от погодной ненасти и городской пыли, поднимаемой ветром, было очевидно. Первые конные железные дороги - конки, взяли на вооружение это преимущество кэбов, хотя не всегда вагоны конки были закрыты так, как кареты кэбов. Начало устройства в Казани сети конно-железных дорог историк Н.П.Загоскин относит к половине 70-х годов позапрошлого столетия. Ещё в феврале 1870 г городом был заключен контракт на устройство конно-железной дороги с г-ном Панаевым. Но контракт этот, по ряду причин, что называется «повис в воздухе». Только через три с половиной года, 8 октября 1873 года городская Дума пересмотрела вопрос, признав собственниками предприятия господ Тальквиста и Этолина, были утверждены жёсткие сроки сооружения конки и ввода её в эксплуатацию. И вот, 2 октября 1875 года было открыто движение конки, заработали сразу две линии: Волжская – от Толчка до волжских пароходных пристаней и Проломная - от Толчка до церкви Сошествия Св.Духа (в Суконной слободе). Конка понравилась горожанам т.к. проезд по ней стоил гораздо дешевле, чем на экипаже с пьяным извозчиком. Вследствие своей популярности, казанская конка, как и в других городах, продолжала развиваться. По линиям ходили маленькие коробочные вагоны, запряжённые лошадьми. На крутых подъёмах пристёгивались дополнительные кони – «петрушки». С середины 90-х годов казанская городская Дума передала концессию на дальнейшее строительство конки зарубежным предпринимателям, открывшим «Бельгийское анонимное общество конно-железных дорог в гор. Казань». К концу XIX века действовало пять маршрутов конки. Вагоны тянули две лошади со скоростью 4 версты в час. В летнее время конка работала с 7 часов утра до 9 часов вечера. Зимой такой регулярности уже не наблюдалось, а некоторые линии вообще не действовали до весны.


[Эта фотография с видом трамвая на пересечении нынешних ул.Татарстан и Кирова, может быть полезна ty_214 для его сравнительной казанской фотографии]

Однако научный прогресс не стоял на месте. Конная железная дорога в Казани была переведена на электрическую тягу. Реконструкцию по «замене тяги» осуществляло то же самое бельгийское общество. В 1898 году на берегу оз.Кабанъ была построена центральная станция электрических трамваев. 18 ноября 1899 г. в городе появился первый электрический трамвай. В то время город располагал 36 трамвайными вагонами и 15 километрами путей. Движение шло по трём линиям: Центральной, Грузинской и Проломной. В 1900 году было открыто движение электрического трамвая на волжскую пристань. Тогда же пошли трамваи по Екатерининской и Черноозерской линиям. Ходил трамвай и в Кизическую слободу.

На некоторых дореволюционных почтовых открытках с видами Казани можно заметить трамвайные вагоны, ставшие неотъемлемой частью городской жизни. Даже там где трамваи не видны, частенько можно разглядеть трамвайные пути патронируемые добрыми самаритянами «бельгийцами».

Нисколько не подтрунивал над ty_214, посвящая ему тему, просто заметил, как дорог ему казанский трамвай. Его право иметь собственное мнение, но если он захочет поспорить пусть продолжает спор в той теме где обсуждалась актуальность трамвая для сегодняшней Казани.
Часть фотографий любезно скоммунизжена из сообщества dorev_foto, что-то своё. Но самарский веб-ресурс http://oldsamara.samgtu.ru/ упомянутый в «дружественном» комьюнити сколь ни утюжил, приведённых фотографий там не отыскал, тем паче каких-то иных казанских.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: _orbital_
2008-03-02 07:52 pm (UTC)
Шикарный пост. Спасибо :)
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-03-02 08:03 pm (UTC)
Немного ещё его подкорретировал :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mansch
2008-03-02 07:53 pm (UTC)
прикольно - хорошо написал!
«Бельгийское анонимное общество конно-железных дорог в гор. Казань» вообще поразило! ))
и фотки конечно
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _orbital_
2008-03-02 07:54 pm (UTC)
Фамилия Тальквист тоже звучит :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mansch
2008-03-02 07:56 pm (UTC)
да, где сейчас эти люди!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _orbital_
2008-03-02 07:58 pm (UTC)
В Норвегии вестимо... Гы :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mansch
2008-03-02 07:59 pm (UTC)
надо зазывать обратно! ))
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-03-02 08:01 pm (UTC)
так обратимся к Ильсуру с петицией ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mansch
2008-03-02 08:04 pm (UTC)
Ага :-)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-03-18 06:35 pm (UTC)

трошки развил трамвайную тему

Но не до конца. Что-то запал кончился, возникший после "трамвайных" споров с ty_214.
Можно будет второй, третьей серией к этой теме выложить, но пока нет ннастрою. Что сил хватило накрапать здесь:
http://rustik68.narod.ru/kazan/tra-n-vai.html
(осторожно! большой трафик по картинкам!)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-03-02 08:00 pm (UTC)
В планах, кой-чего ещё ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ty_214
2008-03-02 07:54 pm (UTC)
Спасибо=) А 5 из этих фотографий я уже отсравнивал.

Кстати, по статистике сейчас средняя маршрутная скорость казанского трамвая 12 км/ч. А вот
...В 1914 году городской голова повелел иметь пределом скорости скорости автомобиля 12 верст в час (около 24 километров). Уязвленные и униженные автомобилисты провезли его по городу на разных скоростях. В результате такого опыта голова сам убедился, что при скорости 12 верст в час автомобиль отставал даже от ломовых извозчиков, не говоря уже о трамвае...


Выходит, что трамваи чуть ли не вековой давности были не слабее нынешних =)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mansch
2008-03-02 07:56 pm (UTC)
спасибо за -=2007=-[8-Bit Operators это просто супер!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ty_214
2008-03-02 08:12 pm (UTC)
Эээ, пожалуйста=)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _orbital_
2008-03-02 07:57 pm (UTC)
Это откуда кстати?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-03-18 06:37 pm (UTC)
Глянул, интересно, отсканировано, правда, неважно.
А вот о развитии старо-трамвайной темы за пределами ЖЖ:
http://community.livejournal.com/kazan_history/1461.html?thread=20917#t20917
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rustik68
2008-03-02 07:59 pm (UTC)
Я о той которую отдельно выделил. Можно забраться на бывшее здание общаги КВВК (сейчас не помню что там) и с самой верхотуры заснять. Один в один получится. А площадь на карточке абсолютно узнаваемая, даже при взгляде мельком!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ty_214
2008-03-02 08:17 pm (UTC)
Я тоже думал залезть на это здание, но как? Подъезды там закрыты, в квартиру никто не пустит, на крышу тоже. Максимум - залезть на крышу остановки=)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-03-02 08:21 pm (UTC)
Эх, жаль... с крыши остановки будет не то :(
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-03-04 07:04 am (UTC)

П.С.

Да, выяснил - не считая р-на "Афродита", если он ещё функционирует, это чисто жилой дом. Для разрешения проблемы, "административный" ресурс задействовать не удастся :(
Там что, ТСЖ?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-03-02 08:14 pm (UTC)

re: не слабее нынешних

Н.Ф.Калин, в своей "истории Казани" несколько идеологизировано писал, что вагоны эксплуатировались нещадно, но сейчас перерыл всю книгу, найти того места не могу :(
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ty_214
2008-03-02 08:27 pm (UTC)
Кстати, Societe anonyme точно переводится как ОАО, а не как анонимное=)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rustik68
2008-03-02 08:32 pm (UTC)
По сути ОАО, но дословно (по Загоскину же) именно анонимное :) ОАО - лишь юридическая казуистика :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2012-01-28 11:19 am (UTC)

тройная сцепка вагонов

Возвращаясь к теме прежнего спора о трамвайных сцепках, есть фото такой тройной сцепки, правда не в Казани, а Мск, и не 60-е, а 30-е. Но это лишь в плюс:

Оригинал должен быть у жж-юзера kukmor:

http://kukmor.livejournal.com/726308.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bokkonon
2008-03-02 09:25 pm (UTC)
Спасибо! Прекрасные фото!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rustik68
2008-03-02 09:36 pm (UTC)
Пожалуйста :)
Обратите внимание на приведённые в конце "источники"
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-03-18 06:38 pm (UTC)

обратите внимание

(Reply) (Parent) (Thread)