?

Log in

No account? Create an account
Советская история билета казанского трамвая - История с человеческим лицом [entries|archive|friends|userinfo]
История с человеческим лицом

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Советская история билета казанского трамвая [Mar. 9th, 2015|10:57 pm]
История с человеческим лицом
kazan_history
[a_orlov]
[Tags|]

Советская история билета казанского трамвая

В 1999 году Казань праздновала 100-летний юбилей своего трамвая.
По этому поводу был выпущен специальный билет



и появилось большое количество публикаций, в том числе, и в Интернете. К настоящему моменту многие из них уже пропали из сети, но вот что сохранилось.

Летопись казанского городского транспорта
История компании ОАО «Татэнергосбыт»
"100 лет трамваю, 50 лет троллейбусу" на сайте Администрации города Казани
История казанского транспорта на сайте "Моя Казань"
КАЗАНСКИЙ ТРАМВАЙ на сайте Рустема Ахунова

Впрочем, выудить из этих публикаций информацию, полезную для атрибутирования билетов, оказалось не просто. Трамвайные тарифы Казани мне не удалось найти нигде.
Изменение названий организаций, управлявших казанским трамваем, приведено, но иногда вызывает сомнение, а самое главное, совсем не всегда совпадает с тем, что написано на билетах.

Итак,
1918 г.- Трамвай принят в ведение коммунального отдела казанского Совдепа;
1919 г.- Создана Дирекция "Казанских городских железных дороги" при губернском коммунальном отделе.

Впрочем, билетов этого времени мы не найдем: до декабря 1921 года трамвай пассажиров не возил, а только эпизодически выполнял грузовые перевозки и транспортировку воинских частей. Питающую электростанцию для таких целей топили дровами.

1921 г., декабрь - Возобновились пассажирские перевозки на Волжско-Проломной (Суконная слобода - Дальнее Устье) и Грузинской (Николаевская пл. - Арское поле) линиях; сеть состояла из 20 км, парк - из 18 моторных и 2 прицепных пассажирских вагонов, 6 моторных и 10 прицепных грузовых вагонов.

К этому моменту Казань уже была столицей Автономной Татарской ССР и билеты могли печататься и с использованием татарского языка (до 1928 года на основе арабского письма).
Могли, но печатались не всегда, поскольку и желание использовать татарский было отнюдь не у всего партийного руководства Казани, и чисто технически: разместить заказ в типографии, имеющей и арабские шрифты, и нумератор, не всегда получалось.
Вот, что есть у меня за это время. Хотя точно можно утверждать, что эти билеты напечатаны до 1932-1933 года, когда был отменен станционный тариф.




На овальном штампе на зеленом билете не могу разобрать ни буквы.
Цена на билетах не указана, что вполне естественно для периода гиперинфляции. Но могло и продолжаться "по традиции" и после стабилизации денежного обращения.

1926-1932 г.- эксплуатацией трамвая занимается трест "Эльводтрам", находящийся в ведении Горкомхоза. Правда, нельзя с уверенностью сказать, что на всех билетах этого времени будет эта замечательная аббревиатура.
Это талон Эльводтрма с арабским шрифтом, то есть до 1927 г.



Правда, на татарском на этом талоне написано не слишком много:
"Илвудтрамга талун" - "Талон на Эльводтрам". Остальное только на русском.
Поражает отсутствие номера и неопределенность стоимости документа: скидка могла быть и 2 копейки, и 12 копеек (на линии № 1, к примеру, было 6 станций). Очень удобно для кондуктора.
Впрочем воможно, что этот талон не отдавали кондуктору, а только предъявляли, а кондуктор продавал специальные льготные билеты, которых мы еще не нашли.
На следующем документе татарские надписи уже сделаны латиницей, то есть он напечатан после 1927 года.



Штампа на нем целых 3, но прочесть ничего не удается. Как он использовался, тоже не вполне ясно. Для разового билета уж больно сложная конструкция.

В 1928 г. Управление трамвая стало именоваться Управлением казанских городских железных дорог, что соответствует надписям на последнем документе и вот этому билету



Дальше, похоже, исследователи казанского трамвая то ли не все документы смогли найти, то ли не сочли их достойными отражения.
1932 г.- Управление казанских городских железных дорог решением казанского городского Совета переименовано в "Казанский трамвай при Горкомхозе";
1933 г.- введен единый тариф оплаты проезда.
Это из Летописи городского транспорта.
Из других источников удается выяснить, что в 1932 году перестал существовать и трест "Эльводтрам".
А вот фразу "введен единый тариф оплаты проезда" во многих публикациях проинтерпретировали, как отмену постанционного тарифа. Но, похоже, это не соответствует действительности, и постанционный тариф был отменен в 1932 году или раньше, а вместо него введен фиксированный тариф, но разный для разных маршрутов.
И вот билеты, которые, как мне кажется, подтверждают эту версию.



Они имеют стоимость 10 и 20 коп., а в заголовке всё ещё "Казанские Гор. ж.д.", а не "Казанский трамвай".
А вот уже Казанский трамвай за гривенник.



И только потом появляются билеты по 15 коп. для всех маршрутов города.



И такие



Последние документы породили живейшую дискуссию на форуме эйситеристов, поскольку

1) на них город по-татарски назван не Qazan, как на остальных билетах, а Gazan,
2) на них не напечатано слово билет, зато есть странная фраза "предъявлять при входе".

По первому вопросу констатировали, что не имея макета, по которому заказывали тираж, мы не узнаем, напортачил ли подслеповатый питерский наборщик, для которого было абсолютно без разницы, что Qazan, что Gazan, или так было в макете. Мы также не узнаем, кто и как делал макет: был ли это татарин, проконсультировавшийся с филологом, или человек, который попал в Управление трамваем по партийной или комсомольской путевке, и татарского не знал вообще.

По второму вопросу так и не сошлись во мнении, являются ли эти документы контрольными билетами или абонементными талонами, проданными заранее, а не в трамвае.
Приведу аргументы сторон.

За абонементный талон
Билет, который продает кондуктор в трамвае, невозможно предъявить при входе: ты его еще не получил.
Значит, этот документ (на нем нет слова "билет") продавали или выдавали до посадки в трамвай. Кто и как - можно разные догадки строить. То ли кассир на остановке работал, то ли их как в Питере, на работе выдавали.

За контрольный билет
Если кондуктор стоял на площадке и продавал там билеты, то при входе в собственно вагон вполне можно было этот билет предъявить (контролеру).
А если пассажир покупал/получал билет где-то совсем вне трамвая, то его при входе надо уже погашать или отбирать, а никак не предъявлять. Иначе эдак его год предъявлять можно.


В дальнейшем на использование национального языка на трамвайных билетах забили, и типография Гизлегпрома стала печатать билеты только на русском



А через некоторое время и слово "Казань" с билетов пропало. В трамвае стали продаваться билеты общероссийского образца



Цена билетов 15 коп. продержалась некоторое время после 23.3.1946, когда Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР был переименован в Министерство коммунального хозяйства РСФСР.
LinkReply