?

Log in

Чистай – сверхкруть!!! - История с человеческим лицом [entries|archive|friends|userinfo]
История с человеческим лицом

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Чистай – сверхкруть!!! [Aug. 14th, 2008|02:03 am]
История с человеческим лицом
kazan_history
[rustik68]
/Осторожно! Большой трафик даже по превьюшкам/
Даже дорога к Чистополю радует дивными пейзажами. Не пужайтесь, что пишу не про Казань, и Qazan здесь будет, и даже Москва-первопрестольница, да всему свой черёд. А пока мы в пути. Из-за этих дивных пейзажей, стелящихся по обеим сторонам дороги, куда-то улетучивается столичная суета и да и злость на плохую дорогу, с постоянными пробками.

Едем в Чистай с Исламом Хабибуллиным. Задача №1 – посещение местных музеев. Но собирались в дорогу долго, по-стариковски, потому вместо назначенных 8-ми утра, в путь двинулись только в полдень… Из-за пробок на трассах «усердно» ремонтируемых дорожниками, да из-за остановок побуждаемых нашей неумеренной любознательностью, добрались до уездного града Чистополя лишь к трём часа пополудни.

Местные жители развлекались купанием в Каме, мы же зафиксировов старинный деревянный домик постройки 1827 года

Двинулись изыскивать музей и местные исторические достопримечательности.

Попасть в музей, не миновав местного храма сложно, ибо они рядом. Переправившись через маленькую речушку Берняжку, впадающую здесь в Каму, и свернув на улицу К.Маркса отыскали здание «Музея уездного города».
Вход 50 таньга, лицензия на фотографирование 50 таньга, туалет типа М&Ж во дворе, скидок инвалидам нет. Большая часть выставленных картин – копии (но очень качественные). Это минусы. Плюсы: сразу по входу в музей, встречаетесь с уникальнейшими творениями мастера-самоучки, эдакого чистайского Левши – крестьянина села Чистопольские выселки Мельникова Николая Ивановича. – Изготовленные из дерева (!!!) два велосипеда!

Один, изготовлен им в 1902 году, в виде колеса, внутри которого помещался ездок, другой, уже ближе к первым известным велосипедам – в 1909 году. В советское время об этом чистопольском умельце дореволюционной эпохи, была статья в журнале «Наука и Жизнь». Конечно, их лучше бы выставить в центре какого-то зала на пьедестал, чтобы можно было разглядеть эти чудо-творения получше.

Здание музея было построено в 1896 г. и было домом купца Подуруева Алексея Арсентьевича. В музее есть его фотографии и некая реконструкция его рабочего кабинета в этом доме. В качестве музея уездного города это здание стало использоваться с 1928 года, сам музей ранее находившийся по другому адресу основан в 1921 году. Всего увиденного в музее перечислять не буду, отмечу лишь кольчугу и вооружение булгарского воина VIII-IX вв, исторические артефакты, утварь и орудия из булгарского Джукетау (XIIв) и огромную коллекцию старинных самоваров на разные случаи жизни и для обихода. Во дворе музея, здание которого в настоящий момент находится на реставрации по проекту Забировой Фариды, выставлены камни с булгарских могильников.
Есть интересная французская пословица аналогичная русской «после драки кулаками не машут», только вранцузская трошки потоньше, и в дословном переводе на русский язык звучит как «мысли на лестнице». Т.е. у французов речь о том, чо француз поговорив о чём-то в гостях и поспорив, как это часто бывает, когда беседа была сдобрена горячительным виноградным напитком, уже спускаясь по лестнице на улицу, вдруг вспоминает об одном весьма «важном» упущенном аргументе в уже закончившемся споре. Вроде, надо бы вернуться назад и сказать хозяевам своё «сам дурак», да поддатый французик то наш, уже в словесном цейтноте. Так и мы с Исламом, расписав все музейные прелести в тамошней книге отзывов, хоть и не употребляли харамной выпивки, про самое главное, про чудо-велосипеды, забыли. Вспомнили о них буквально на лестнице, поскольку эти экспонаты именно вдоль бортов входной лестницы, т.е. в карманах этих бортов, и размещены... Но это нас посетили «мысли на лестнице», причём не только фигурально, но и буквально ))
Поездка в город, как сейчас выяснилось, принесла и технические огорчения. Из-за садящихся батареек в мыльнице, она автоматически переключилась в режим малоформатных фотографий (единственный, но существенный, минус кэноновской мыльницы А610). Потому многих деталей на фотографиях не разглядеть.

Но поразило другое. В Чистополе гораздо больше хорошо сохранившихся зданий дореволюционной постройки, причём значительное их количество шедевры городского зодчества. Выкладываю здесь далеко не все и далеко не самые лучшие, за исключением, пожалуй, «Чистайского дома чая» (розовенький) - младшего брата, ещё недавно весьма роскошного, московского Дома чая на Мясницкой. Как изобилие здесь множества других хорошо сохранившихся зданий чистопольского дореволюционного бомонда.


Здание Первой (1908-09гг) и Второй гимназий хорошо сохранились. Здесь также размещены школьные учебные заведения

Мариночка, сотрудница местной почты подарила Исламу журнал Казань, а меня изумила в местном парке возле гимназий, такая вот водопроводная колонка в виде то ли котла, то ли самовара.

Есть в Чистополе и две старинных мечети

Первая соборная мечеть Чистополя (деревянная) было построена в 1859 г. на средства купца Хасана Мусича Якупова (из деревни Верхняя Сосна, Малмыжского уезда Вятской Губернии, ныне Балтасинский р-н). Имам-хатыбом этой мечети был Мухаметназип Хусаинович Амирханов (1859-1921), исполнявший до того обязанности муллы в казанской мечети «Иске-Таш», - той самой, куда user rustik68 ходил в 60-е годы учиться на художника, т.к. в советское время в здании этой мечети размещалась художественная школа №5. Вторая соборная мечеть Чистополя, уже кирпичная, была построена в 1882 году на средства также уроженца деревни Верхняя Сосна Малмыжского уезда Вятской губернии – Мухаметзакира Абдулвагаповича Мухаметзянова (1818-1893)
На местной улице Нариманова, рядом с первой соборной мечетью есть вот такой до смешного маленький, но помпезный домишко

А на улице Толстого, много интересных домов дореволюционной постройки, с такими вот «башенными» пристроями


Домой с Исламом, вернулись к десяти вечера… В честь этой чистопольской поездки, в торжественной обстановке Ислам подарил мне свой экземпляр книги Салихова и Хайрутдинова «Памятники истории и культуры татарского народа», которой у меня не было и для уточнения различной информации приходилось одалживать её у эфэнди Ислама Исмагил-улы Хабибуллина.

Таков кратенький отчёт, подробности (но нескоро), будут уже на сайте.
UPD: Исправлено с подсказки itso_san за что ему спасибо!
UPD2: Дополнена информация записанная в дорожный блокнотик, в ночь приезда оставленный в авто-арбе
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: itso_san
2008-08-14 06:39 am (UTC)
Музей Уездного города расположен по ул.К.Маркса. Речка там - Берняжка.
Жаль, что вы не добрались до Дома-музея Б.Л.Пастернака, он жил в городе в эвакуации, переводил тут "Ромео и Джульетту" и не только.
А вы видели (если спуститься от "нижнего" рынка к Каме; либо от центральной площади туда же, поскольку дорога одна) бывшую ночлежку? Шикарнейшая постройка! Маленький домик с флигелями. Сейчас, правда, в жутчайшем состоянии.
Ну, и каково ваше мнение по поводу статуса города? По-моему, не подлежит сомнению, что это - таки город!))
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-08-14 08:58 am (UTC)

Конечно видели. К сожалению уже и это здание фиксировалось с разрешением только 1600пкс. Однако это не ночлежка, а "краснофонарный" дом (дом "торговли" любовью). Для ночлежки он слишком шикарен. Расположен наискосок от превосходно косметически отреставрированного здания нынешней налоговой инспекции, а это здание построено в 1901 г. Об чём свидетельствуют цифры внутри флажка его "флюгера"
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: itso_san
2008-08-14 10:29 am (UTC)
Она, родимая! Про ее краснофонарность мне в детстве, конечно же, никто не рассказывал))) Но ночлежкой, думаю, это здание все таки побывало.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-08-14 03:29 pm (UTC)
Дело не только в детских рассказах. Возможно здание стали использовать в качестве ночлежки, после того как его по каким-то причинам перестали использовать в "основном" предназначении. О краснофонарности мне поведали местные знатоки, упомянув и ночлежную версию. Скорее всего ночлежная версия полностью затмила краснофонарную, в силу того что официально насаждалась, с целью "замазать" неприятные исторические моменты.
Здание расположено с прекраснейшим видом на Каму и расходы на заметные архитектурные излишества, в том числе и водостоки с ажурной каймой, явно предназначались "элите" уездного общества.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-08-14 09:00 am (UTC)

по поводу статуса

К сожалению тут дело не только в нашем с Вами мнении
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sam_glor
2008-08-14 05:36 pm (UTC)
Второй велик зачотный :) Интересно, на нем можно ездить?
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-08-14 07:28 pm (UTC)
Вроде оба действующие, только пока их не дают в прокат, чтоб хотя бы по тамошней К.Маркса "круг почёта" проехать. По виду сохранность хорошая. Небось из твёрдых пород дерева выделаны. Почитай, что дубовые ))
По принципу этого второго, который первый вроде по времени изготовления, делались миниавтомобили, но уже с наружным колесом заключённым в прозрачную сферу. О таких малютках была статья в ТМ, вроде японцы до них "додумались" ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sam_glor
2008-08-17 05:34 pm (UTC)
>По принципу этого второго, который первый вроде по времени изготовления, делались миниавтомобили, но уже с наружным колесом заключённым в прозрачную сферу. О таких малютках была статья в ТМ, вроде японцы до них "додумались" ))

Вот и мне показалось, что конструктор опередил свое время :) Концепция действительно удачная.
(Reply) (Parent) (Thread)