?

Log in

Газете исполнилось 89 лет - История с человеческим лицом [entries|archive|friends|userinfo]
История с человеческим лицом

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Газете исполнилось 89 лет [Oct. 25th, 2008|10:26 pm]
История с человеческим лицом
kazan_history
[rustik68]
«Клич юного коммунара», №1, 25 октября 1919 г.

Как только в конце сентября т.г., вышел после отпуска на работу одна наша сотрудница по имени Марина просто огорошила меня, вручив как приз «главному краеведу конторы» первый номер комсомолятской газеты вышедшей, по состоянию на нынешний день, 89 лет тому назад.



Этот первый номер газеты создал кучу неразрешённых вопросов. Во-первых, почему так рьяно было использовано реформированное печатное слово ещё в 1919 году, хотя яти встречались в совдеповской прессе и позже, конечно, принимая во внимание, что сама реформа была инициирована ещё до революции. Во-вторых, почему один из опубликованных авторов датирован 25 ноября 1919 года? В третьих, почему Отцу Марины попалась газета начала прошлого века, ведь по свидетельству Марины её бабушка родилась на несколько лет позже выхода этого первого номера. Газета мятая только потому, что в неё были завёрнуты какие-то фотопринадлежности отца Марины, лишь случайно обратили внимание на год издания газеты, чуть не выбросив её полагая, что это какой-то номер Вечёрки или рекламной газетёнки рекламирующей успехи какой-нибудь колдуньи второй степени, наподобие тех, что заполонили наши почтовые ящики на рубеже веков. Вещица, завёрнутая в комсомолятскую газету, была довольно старая, но послевоенных времён (60-70-е годы)
Поиски в Национальном архиве РТ показали, что это действительно первый номер газеты «Клич юного коммунара», который являлся органом печати Казанского губкома РЛКСМ (1919-1925).
Интересен один момент, связанный с публикациями в этом номере.

(чуть поменьше, но и менее разборчивей: )
Обратите внимание на большую часть подписей под стихотворениями: А.Безыменский. Этот автор, подписавшийся и под одной агитационной статьёй-отчётом о всероссийском съезде, вошёл в перечень персоналий Советского энциклопедического словаря.
Ал-др Ил.Безыменский (1898-1973), русский, советский поэт, с 1916 г. член ком.партии. Приобрёл известность и вошёл в литературу как комсомольский поэт: поэмы «Комсомолия» (1924), «Трагедийная ночь» (1930-1966), песня «Молодая гвардия» и др. Сатирическая пьеса в стихах «Выстрел» (1929).
В 1919 году он попал в Казань, по видимому на небезысвестном агитационном пароходе, который прошёл не только по Волге, но заглядывал и на Каму (припомните один из прежних постов про Лаишевъ, и здание тамошнего главпочтампта). Было на этом агитпароходе, кроме Безыменского и Н.К.Крупской, много небезысвестных личностей. Маяковский, чья мемориальная доска есть на доме стоящем на перекрёстке Дзержинского-Театральной. Ещё недавно там размещалась вторая стомат-поликлинника. Но в ближайшее время дом будет разрушен последовав примеру номеров Булгар.
А Безыменский, ну в 1919 году он не то что не был известным, но всё-таки это ещё пробы пера…
Даже из приведённого отрывка, где редакцией излагаются цели и проблемы нового издания, видно, какова была жизнь губернского города в ту непростую пору. Бумага… ой, чрезвычайно странная, но существенно лучше той, воняющей какой-то химией, на которой выпускались газеты времён опального Криса
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: 1diplomat
2008-10-25 08:03 pm (UTC)
Перебирая свёртки можно много интересного накопать!))))
(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-10-25 08:26 pm (UTC)
Да уж... Марина говорит, что чудом эту газету не выбросили. Практически в самый последний момент заметили "странный" год
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sam_glor
2008-10-26 10:45 am (UTC)
Как будто оберточная бумага.

(Reply) (Thread)
From: rustik68
2008-10-26 02:19 pm (UTC)
Ну, в качестве оной газета и была использована. Качество бумаги - именно обёрточное, но обёрточное в понимании тех лет, слегка вощёная. Крисовские "бумажки" и рядом не валялись, хотя и они уже История.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sam_glor
2008-10-26 05:05 pm (UTC)
А кто такой Крис?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-26 05:15 pm (UTC)

Крис?

Выходила газетёнка с таким названием где-то до начала 90-х. Сначала там печаталась реклама, а в качестве интереса там прилагалась достаточно полная программа ТВ-передач почти по всем каналам. Потом изредка стали печататься статейки на "обыденные темы". Но хозяева "Криса" - братья Ишкуватовы, "чем-то" Самому неугодили. Было возбУждено уголовное дело... Впрочем, сейчас братья вполне неплохо поживают, эдакие бизнес-дяди. Лично с ними не знаком и никак не пересекался с их делами, впротивовес пересечений с некоторыми сородичами Самого :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sam_glor
2008-10-26 07:05 pm (UTC)

Re: Крис?

>Выходила газетёнка с таким названием где-то до начала 90-х.

Я тогда еще читать не умел :)
Но первую рекламу из телевизора помню.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-26 07:35 pm (UTC)

Re: Я тогда еще читать не умел

Ну, так через эту пору все проходят. Даже самые киндервудерные вундеркинды не рождаются всезнайками. Надобно всё спервоначалу собрать информацию и закачать на детский головной винчестер. Каким образом? Всё зависит от развития технологий. Скажем, в моё детство полноценных аудиокниг не было, граммпластинки имели в этой части весьма ограниченный выбор, да и корундовые иглы ещё не были распространены. Винил пилили металлическими игло-резаками. Хотя, когда мне ещё и пяти не было, много книг папа просто вслух читал. К примеру, самым любимым был аглицкий трактат Д.Дэфо "Про выращивание кукурузы в пятницу", прочтён для Рустика многажды. Помню ещё в дошкольном возрасте Лагиновского "Старика Пахабыч" с удовольствием слушал.
А что до братьев Ишкуватовых, то в ту далёкую пору они и не ведали о своём Великом будущем, скорее всего сами с удовольствием читали рассказики в ПионЭрской правде.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sam_glor
2008-10-27 08:16 am (UTC)

Re: Я тогда еще читать не умел

Старика Хотабыча, Остров Сокровисч, Алибабу и 40 разбойников, капитана Врунгеля и кучу детских сказок прослушал именно на платинках, фирмы Мелодия. До сих пор могу наизусть цитировать отрывки из этих произведений. :)

Многие из этих книг прочесть самостоятельно не смог. В оригинале оказались гораздо зануднее.

Насечет похода по кгушным музеям. Может быть присоединится Манш. Он планировал в ближайшее время приехать в Казань.

(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-27 11:25 am (UTC)

Re: Я тогда еще читать не умел

Да, к восьмидесятым уже такой проблемы не было, а чуть позже начали появляться в огромном количестве и кассеты с подобными записями. Именно в 80-х это был пластиночный бум, вышло очень много и архивных записей чтецов поэзии и художественного слова. Один мой знакомый книжник, Дима Файнберг, как раз тогда начал собирать виниловую коллекцию заисей чтения самими авторами, там вроде даже дореволюционных записей было в достатке. Но качество исключительно для фанатов.
По поводу музейных походов обязательно надо состыковаться, но с учётом что годны к подобным походам исключительно рабочие дни недели и не позднее 15:00. Кстати, можем расширить ареал музейных посещений. Про почту наверное знаете? К пожарникам ходили с Исламом, но вскорости хочу часть нашей конторы туда сводить, вроде идея одобрена (свыше). Посетил пару школьных музеев, договорился о дальнейших посещениях с рядом соотв. учреждений, вопрос лишь в обеспечении таньга, т.к. ряд из них предполагает лишь платное посещение.
По состоянию на 2006 год число музеев промышленных, министерских, ведомственных и т.п. по Казани, составляло 222, но как минимум двух из них уже нет, зато прибавилась комната памяти Г.Тукая в экс-клинике Клячкина, ныне Мин.здравоохранения РТ (Островского,11)
П.С.
Мы с Вами в музее-усадьбе Ульяновых не пересекались, случаем? ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mansch
2008-10-28 08:09 am (UTC)

Re: Я тогда еще читать не умел

да, жалко что вы можите токо в рабочие дни
я буду 3го...
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-28 12:45 pm (UTC)

Re: жалко что вы можите токо в рабочие

Э... да это не я не могу, а музеи не могут ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mansch
2008-10-28 07:10 pm (UTC)

Re: жалко что вы можите токо в рабочие

3 го числа ничего не работает ? не в курсе
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-28 07:24 pm (UTC)

Re: жалко что вы можите токо в рабочие

Госучреждения, в т.ч. учебные, могут работать лишь в дежурном порядке, музейные отделы точно не будут принимать посетителей. Но свет клином сошёлся, что-ли, на университетских музеях? Сходим в какой-нибудь другой (другие) в следующий Ваш приезд. Главное чтоб они, музеи эти, достояли до того момента, и с ними не приключилась та беда, что случилась с номерами "Булгар".
Домик на Муштари, 15 вроде отстояли. З.Валеева сказала, что в связи "с резонансом общественности" его быстро приходящее в негодность состояние будет восстановлено и там разместится, скажем, та же "Белая ворона", которая собиралась там раньше. Успели лишь загубить библиотечный фонд, в т.ч. и еденицы хранения 1920-30-х гг., да аутентичную дверь дома, да обстановку, и так "по-мелочи"...
Надобно, ведь, сначала довести до ручки, а потом ахая восстанавливать оставшееся от безвозвратно утраченного. - "Аристократия"... и сразу видать, что с "глубокими" чингизидскими корнями...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sam_glor
2008-10-28 07:34 pm (UTC)

Re: жалко что вы можите токо в рабочие

>Надобно, ведь, сначала довести до ручки, а потом ахая восстанавливать оставшееся от безвозвратно утраченного. - "Аристократия"... и сразу видать, что с "глубокими" чингизидскими корнями...

Да тут у многих чингизидские корни :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-28 08:54 pm (UTC)

Re: тут у многих чингизидские

Я подразумевал самую наипрямейшую генеалогическую линию непосредственно от Бату и Чингиз-ханов ;)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sam_glor
2008-10-28 08:36 am (UTC)

Re: Я тогда еще читать не умел

Мне наверное без разницы в какие дни: хоть в рабочие, хоть в выходные. Главное чтобы на этот день зачет не назначили :)

А что там про почту?

>Мы с Вами в музее-усадьбе Ульяновых не пересекались, случаем? ;)

Нет. Не был никогда.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-28 12:54 pm (UTC)

Re: А что там про почту?

Я ещё не выкладывал фотографии. Впрочем, если бываете в центре, загляните в 45-е почтовое отделение (на К.Маркса, 44 - 5-этажка наискосок от бывшего магазина АлександрЛТД), будете приятно удивлены :) К сожалению, там не представлены именно почтовые открытки, а то бы в журнал "Филокарстист" можно было бы статейку набросать.
Насчёт усадьбы может неправильно выразился, речь вёл о доме-музее Ульяновых на одноимённой улице
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sam_glor
2008-10-28 07:30 pm (UTC)

Re: А что там про почту?

Надо будет заглянуть, да.

В доме музее не был тоже :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-28 08:50 pm (UTC)

Re: А что там про почту?

Я бы сегодня выложил фотографии "музея почты", да пощу не из дому, где буду только завтра.
Ну, а дом-музей на Ульянова надо непременно посетить, пока он ещё там имеется.
Казань, просто замечательный город, но всё больше это определение подходит в прошедшем времени. На страничке http://rustik68.narod.ru/kazan/books-kazanhistory.html в самом низу (на текущий момент) выложил выдержку из сборника Е.Белова цитирующего более ранних описателей Казани из числа гостей нашего города.
Только вот непонятно Пересекались творческие судьбы Ф.Шаляпина и Антонио Амичи именно в Казани, всё же скорее всего, что в каких-то других городах России, в первую очередь в Первопрестольной, а как было бы здорово, что еслиб и у нас... Откуда дровишки? Да, по электронной ПОЧТЕ (ох уж это вездесущее ведомство, проникшее и в музейную территорию ;) ) на адрес моего гитарного сайта из Италии пришло письмо написанное "по-русски":

*Здраствуйте Рустем Ахунов !

Я Marko Bazzotti, мне 44 лет я жив в Милано (Италия)
и занимаюсь историком классической гитары
из-за Университет г. Модена ( Симона Бони) . ?
Я хочу поблагодарить Вас за нформацию о гитаре в Россий !!
Мне нтересно контакты между итальянских и русских гитористов с 1900 г. до 1950 г.
за статыю на книге, будет опубликованно в марте 2009.
Антонио Амичи? (псевд. 1;Тото 7;) был итальянский гитарист и педагог,
мало известен композитор, и друг поэта Г. Д’Аннунцио (1863-1938).
Я знаю, что Сергей Александрович Сорокин ( 1895-1973) два года учился у Амичи;
Амичи научил также Сорокина нотной грамоте.
Петр Спиридонович Агафошин (1874-1950)? тоже познокомился с нем
и с Антонио Доминичи (1872-1934) и с Амурри (?-?).
Я не знаю побольше в Россий, к сожалению: напринер "
где Антонио Амичи выступал с известными певцами Джильи, Титта Руффо, Шаляпиным и др."

Можите ли Вы мне оказывать помощь об этом?
Туллио Д?улетти известен у нас, а мало в Россий где был? в 1901 г.

У меня конечно есть книга Классическая гитара в России и СССР. Екатеринбург, 1992 г. (>1200 стр. !!)
и некоторые другие книгы, а иногда время не хватает чтоб прочитать все с славаром !
Спасибо Вам большое !!!
С уважанием,
Marko Bazzotti
Just Classical Guitar
Milano-Firenze (Italia)*

Ссылка, предложенная этим итальянцем ведёт на рунетовскую страничку, которая возвещает о том, что:
Амичи, Антонио (псевд. «Тото»)
Имя по английски:
Amici
Родился в 1864 г. в Риме, ум. в 1934 г. в Риме; итальянский гитарист и педагог, предпринимал гастроли во Францию и США, а также в Россию, где он выступал с известными певцами Джильи, Титта Руффо, Шаляпиным и др. В течении 16 лет A. был художественным директором придворного театра в Москве.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: (Anonymous)
2009-03-03 09:38 pm (UTC)

Re: А что там про почту?

Yes, my Russian is not very good as it should be, but in my big Russian dictionary there are not words like "еслиб" и "рунетовскую" you are using here.
Besides, I was not advice you were using my provate email in this Blog as I see you did. I wish you Blog can be more populated after this insertion :/)
If only I knew I'd reply before. Имя Amici - итальянское, не по-английски ;-)
Have my season blessings and wish to hear from you directly.
M.B.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2009-03-04 03:47 pm (UTC)

Re: there are not words like "еслиб" и "рунетовскую"

Извините, это сленг. Моя English и того хуже. Это не беда! :-)
"еслиб" = "если бы" = if
"рунетовский" = "российский сектор интернета" = web-domen ".ru"
Amici и есть итальянская фамилия, поскольку процитированное письмо было направлено мне итальянцем, слабо владеющим русским языком.
P.S.
Приезжайте к нам в Казань, вместе сходим в дом-музей Ильича (который Ульянов-Ленин), покажем Вам и другие сохранившиеся исторические места нашего города :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-29 08:32 am (UTC)

P.S. Ошибочка вышла, – там есть посткартен!!


И ошибочка в адресе, т.к. когда постил спутал номер ПО с номером дома, хотя когда-то это было и моё почтовое отделени:
)Музей истории почтовой связи, размещённый на территории 15-го почтового отделения (К.Маркса, 44) по его учреждению не имеет руководителя. Доступ свободный и бесполатный. Все дополнительные вопросы об нём надобно направлять ООО «Татарстан почтасы» (Рахматуллина, 3) на имя ген.директора
Площадь отведённая под музей 67 кв.м. По состоянию на 2006 г. там имеется 300 едениц хранения.
Здание этого почтового отделения всем известно, кто хоть раз был на ул.К.Маркса, оно расположено недалеко от экс-Дома Офицеров (ныне Городская ратуша, до революции, как известно там было Дворянское собрание)

(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-29 08:33 am (UTC)

плюс

Здесь есть не только старые фотографии, карта почтовых сообщений или старые почтовые конверты, но и иные предметы «почтовой материальной культуры»


(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-29 08:39 am (UTC)

есть

Мундиры почтовых чиновников, почтовый рожок, макет почтовой кареты, часть упряжи почтовых карет, более современная обстановка и почтовое оборудование, известные фронтовые письма-треугольники и многое, многое другое




(Reply) (Parent) (Thread)
From: rustik68
2008-10-29 08:40 am (UTC)

далее





(Reply) (Parent) (Thread)